Горячая линия:

+7 (3812) 53-47-09

+7 (3812) 53-47-39

Контакт-центр:

+7 (800) 200-11-95

-A
+A
Главная - Часто задаваемые вопросы - Об оказании медицинской помощи

Об оказании медицинской помощи

Вопрос: Какие права есть у застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования?

Ответ: Застрахованные лица имеют право на:

  • бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, – в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
  • выбор страховой медицинской организации. Реестр страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации, размещается на официальном сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сети «Интернет» (www.ffoms.ru);
  • замену страховой медицинской организации один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
  • выбор врача и медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, размещается на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети «Интернет»;
  • получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
  • возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи;
  • возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи;
  • защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

Вопрос: Есть ли у застрахованных лиц обязанности в сфере обязательного медицинского страхования?

Ответ: Застрахованные лица обязаны:

  • предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
  • подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации;
  • уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
  • осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

Вопрос: Имею прописку в сельской местности, но проживаю в городе. Возникли проблемы со здоровьем. Могу ли я обратиться в городскую поликлинику или нужно записываться на прием к врачу по месту жительства?

Ответ: Вы имеете право на выбор медицинской организации, в том числе по фактическому месту проживания. Порядок прикрепления к медицинской организации регламентирован приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 №406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Вам необходимо выбрать поликлинику, подать в нее заявление. Медицинская организация рассмотрит Ваше заявление и проинформирует Вас о принятии на медицинское обслуживание по территориально-участковому принципу.

Экстренная и неотложная медицинская помощь должна быть оказана при обращении вне зависимости от факта прикрепления.

Вопрос: Как часто можно воспользоваться правом выбора медицинской организации?

Ответ: Выбор можно осуществлять не чаще чем один раз в год, за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина.

Вопрос: Какие медицинские услуги в поликлинике можно бесплатно получить по полису ОМС?

Ответ: Перечень видов, объемов и условий оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования представлен в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области. Подробную информацию о программе и разъяснения Вы можете получить в страховой медицинской организации, выдавшей Вам полис ОМС.

Вопрос: Входят ли лабораторно-диагностические и компьютерные исследования, а также маммография в программу ОМС?

Ответ: Большинство диагностических методов исследования, в т.ч. перечисленные, предоставляются бесплатно по программе ОМС, но существует очередность на их получение. Сроки ожидания указаны в программе. Например: Очередность проведения диагностических и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи должна составлять не более 10 рабочих дней с даты их назначения. А сроки ожидания проведения компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии, сцинтиграфии, ЭХО-кардиографии (2D, 3D режимах) при оказании первичной медико-санитарной помощи должны составлять не более 30 рабочих дней с даты их назначения.

При проблемах с получением медицинской помощи консультируйтесь в страховой медицинской организации, выдавшей Вам полис ОМС, которая осуществляет контроль доступности медицинской помощи для застрахованных лиц.

Вопрос: Возможно ли хранить амбулаторную карту дома?

Ответ: Амбулаторная карта является собственностью медицинской организации (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2004 №255) и должна храниться в медицинской организации. Пациент имеет право знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. На основании письменного заявления пациент имеет право получать отражающие состояние здоровья документы, их копии и выписки из медицинских документов (ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Вопрос: Проблемы с выпиской, ассортиментом лекарственных препаратов по федеральной (региональной) льготе, с назначением бесплатных лекарственных препаратов детям до 3-х лет, беременным. Что делать?

Ответ: Лекарственное обеспечение в рамках предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан не входит в компетенцию системы обязательного медицинского страхования, а относится к компетенции органов управления здравоохранением. Для разрешения данных проблем Вам следует обратиться в Министерство здравоохранения Омской области (г. Омск, ул. Красный путь, дом 6; телефоны 23-32-42, 23-35-25; адрес электронной почты minzdrav@minzdrav.omskportal.ru; официальный сайт http://mzdr.omskportal.ru).

Вопрос: Разъясните порядок выдачи листков нетрудоспособности.

Ответ: Вопросы выдачи листков нетрудоспособности и получения пособия по временной нетрудоспособности находятся в компетенции Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г.Омск, ул.Пушкина, дом 67; телефон: 33-21-57; адрес электронной почты info@ro55.fss.ru; официальный сайт http://r55.fss.ru).

Вопрос: Возникли проблемы с установлением группы инвалидности. Что делать?

Ответ: Вопросы, связанные с установлением группы инвалидности, находятся в компетенции Главного бюро медико-социальной экспертизы по Омской области Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Омск, ул. 10 лет Октября угол 2-я Линия, д.74/57; телефон: 56-34-27; официальный сайт: http://www.gbmse55.org).

Вопрос: Что такое диспансеризация?

Ответ: Диспансеризация – это комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами-специалистами, проведение лабораторных и инструментальных методов диагностики, осуществляемых в отношении определённых групп населения.

Диспансеризации подлежат работающие и неработающие граждане с возраста 18 лет. Пройти диспансеризацию можно бесплатно 1 раз в 3 года. Если Ваш возраст 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36, 39, 42, 45, 48, 51, 54, 57, 60, 63, 66, 69, 72, 75, 78, 81, 84, 87, 90, 93, 96 или 99 лет, то для обследования и консультирования в рамках диспансеризации Вам с полисом ОМС нужно обратиться в медицинскую организацию по месту наблюдения (прикрепления).

Вопрос: Для чего следует пройти диспансеризацию?

Ответ: Основными целями диспансеризации являются:

  1. раннее выявления хронических неинфекционных заболеваний и основных факторов риска их развития;
  2. определение группы состояния здоровья и группы диспансерного наблюдения лиц с выявленными заболеваниями, а также необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий в соответствии с группой здоровья;
  3. проведение краткого или углублённого профилактического консультирования граждан с выявленными заболеваниями и (или) факторами риска их развития.

Вопрос: Достаточно ли для получения плановой специализированной помощи в стационаре предъявить полис ОМС?

Ответ: Нет. Обязательным условием для плановой госпитализации в круглосуточный или дневной стационар является направление лечащего врача или врача - специалиста амбулаторно – поликлинического учреждения при наличии медицинских показаний. Сроки ожидания на плановую госпитализацию должны составлять не более 30 календарных дней с момента выдачи врачом направления на госпитализацию.

Вопрос: При лечении в стационаре лечащим врачом было предложено оплатить часть медикаментов, расходных материалов и некоторые диагностические исследования. Правомерны ли действия медицинского персонала?

Ответ: В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в период лечения в стационаре пациент обеспечивается лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в перечень медицинских изделий, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Кроме того, медицинская помощь оказывается на основе стандартов медицинской помощи, включающих определенные виды диагностических исследований, оперативных вмешательств, и т.д., которые предоставляются пациентам по медицинским показаниям, определяемым лечащим врачом, бесплатно за счет средств ОМС или бюджета.

Платно медицинская помощь в стационаре может быть оказана только по желанию пациента или если она предоставляется на иных условиях, чем предусмотрено в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

По вопросам оплаты медицинской помощи предварительно консультируйтесь в страховой медицинской организации по телефонам, указанным на полисе ОМС. Если оплата произведена, то после выписки из стационара обратитесь в страховую медицинскую организацию с заявлением о проведении экспертизы случая лечения, с приложением подтверждающих оплату документов. По результатам экспертизы, в случае не обоснованного взимания средств, медицинская организация обязана вернуть средства пациенту.

Вопрос: Медицинская организация предлагает оплатить обследование или лечение, назначенное лечащим врачом. Правомерно ли это.

Ответ: Если медицинская организация предлагает вам оплатить услуги, необходимо обратиться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС (телефон указан на полисе ОМС) и удостовериться, что данная услуга действительно может быть оказана только на платной основе.

Если вы уже заплатили за медицинские услуги, необходимо сохранить чеки (или же другие платежные документы, подтверждающие оплату), чтобы потом обратиться в страховую компанию с заявлением о рассмотрении вопроса о законности взимания денег.

В каждом случае, когда предлагают оплатить медицинские услуги, необходимо в первую очередь получить консультацию по данному вопросу в страховой медицинской организации, выдавшей страховой полис ОМС.

Вопрос: К кому можно обратиться за содействием, если лечащий врач районной поликлиники отказывается направить пациента, застрахованного по ОМС, на консультацию и диагностическое исследование в специализированное медицинское учреждение города.

Ответ: Обратиться можно к главному врачу поликлиники, заместителю главного врача по лечебной работе, к заведующему отделением, в страховую медицинскую организацию, в министерство здравоохранения.

Вопрос: Может ли страховая медицинская организация возместить расходы, затраченные на диагностические исследования.

Ответ: Нет, не может. В случае если будет установлен факт незаконного взимания денежных средств, то страховая медицинская организация обязана защищать права граждан на получение бесплатной медицинской помощи до судебным и судебным путем, предъявив требование к медицинской организации о возврате затраченных денежных средств застрахованному гражданину.